Виды сбруи
Виды конской амуниции определяются условиями использования, количеством запряженных в повозку животных. Виды упряжек существуют следующие:
- сельскохозяйственные;
- транспортные;
- выездные;
- спортивные.
По применению упряжь различают повседневную и парадную. Одноконные сбруи применяют для работы в поле. Количество лошадей в выездных упряжках бывает различным. Транспортные упряжки всегда многолошадные. Типы снаряжения отличаются между собой элементом передачи тягловой силы, каждый из которых имеет свое предназначение.
Одноконная
Сбруя представлена 2 типами, отличающимися между собой наличием дуги. Для русской одноконной упряжи характерно наличие специально изготовленной деревянной дуги.
В старину были мастера, умеющие подобрать дерево, подготовить, выгнуть из него дугу. При помощи такого приспособления удерживались вокруг оглобель гужи. Прочность и легкость конструкции обеспечивала комфортную езду. В одноконной упряжи без использования дуги приоритетная роль отводится хомуту. Его закрепляют при помощи постромок. Хомут скрепляют с оглоблями, а постромки крепятся к повозке. Шлея находится на крупе лошади.
В состав конской упряжи входит уздечка с вожжами, а также дополнительные предметы фиксации. Подбрюшник закрепляется на оглоблях, ликвидирует колебания основных частей сбруи во время движения. В европейском варианте одноконной упряжи вместо хомута находится шорка. Она представлена нагрудным ремнем из прочной кожи, который опоясывает грудь и шею животного. Седелка располагается на спине лошади.
Постромочно дышловая
Такой тип снаряжения предназначается для движения и поворотов повозки. Основным составляющим элементом служит дышло. Его жесткое крепление с оглоблями позволяет считать эту упряжь универсальной. Лошадь двигается свободно, не натыкаясь на телегу.
Необходимо использовать седелку, чтобы обеспечить безопасность животного. Дышло в упряжке расположено сбоку или посередине. Его закрепляют на голову специальной шлеей или соединяют с хомутом. Нежелательно использовать двухколесную повозку из-за жесткого крепления амуниции.
Постромочная
Считается простым типом конской амуниции. Тягловое усилие коня передается на повозку хомутом и постромками. Оглобли отсутствуют. Относится к неудобному типу снаряжения. Удерживать повозку во время движения трудно, нужна большая физическая сила.
Отсутствие оглобли открывает путь инерционному движению телеги, что приводит к травмированию лошади даже при небольшой скорости. Для безопасности упряжь по возможности снабжается тормозами.
Тачаночная
Основные составляющие сбруи – это дышло и постромки. Использовали такой тип конской амуниции для запряжки 4 коней. Одну пару лошадей запрягали в дышло, а боковых за постромки. Пользовались тачанками до начала прошлого столетия.
Комбинированная
Относится к европейскому типу упряжи. Предназначена для запряжки 8 коней. Снаряжение представлено совокупностью дышла с постромками и оглоблями. Можно использовать животных разных пород, одинакового роста, сильных. Их необходимо правильно расставить, так как каждая выполняет свою функцию.
В упряжке находятся пристяжные, коренные и выносные кони. Их основная задача состоит в сдерживании экипажа, определении поворотов и направления движения.
Цуг
Немецкий способ упряжки. Кони следуют парами друг за другом. Используется дышловой вариант запряжки. Припрягают 2 коней для сдерживания экипажа и осуществления поворотов. Их называют коренными. Остальные лошади считаются выносными и выставляются впереди коренных. Запряжка коней цугом не позволяет двигаться быстро.
Возможность использовать более скоростные упряжки заставила со временем отказаться от цуга. Иногда запрягают коней цугом по заказу кинематографистов, организаторов различных шоу. В иных целях цуг и тачаночная запряжки лошадей больше не используются.
Как нужно распрягать коня
Снимают амуницию тоже по определенным правилам. Сначала разгружают повозку и дают запряженной лошади отдохнуть, походить десять минут. После этого подпруги ослабляют. Если животное выглядит беспокойным или уставшим, дают еще до пятнадцати минут отдыха.
Дальше распрягают. Последовательность действий — такая:
- вожжи вынимают из колец, бросают;
- освобождают от подбрюшника и чересседельника, затем — очередь оглобель;
- распутывают супонь, ослабляют хомут;
- аккуратно убирают дугу;
- спускают оглобли, животное выходит из них;
- избавляются от остальных ремней (шлеи);
- опрокидывают хомут подкладкой вверх, поднимают;
- убирают седелку.
Запрячь лошадь — не так просто. Для начала придется разобраться в амуниции, а затем — попрактиковаться. Когда-то многие люди — крестьяне, военные — умели запрягать коней. Этому можно научиться и сегодня, обратившись за помощью к опытным фермерам.
Какие составные части есть у хомута
Стандартная часть упряжи (хомут) состоит из следующих частей:
Размеры хомута зависят от клещей, которые повторяют форму конской шеи. Такие промеры контролируются человеком постоянно, ведь сбрую придется поменять, если животное по каким-то причинам резко сбросило вес или, наоборот, его набрало.
Измерить хомут по длине довольно просто: этим показателем служит расстояние от самого верха до самой крайней нижней точки. Очень короткая амуниция будет оказывать давление на шею и не давать животному нормально дышать. Слишком длинная имеет низкую посадку и станет мешать при движении, вдобавок натрет лошади места соприкосновения с кожей.
Клещи чаще всего изготавливают из березы или клена, при этом учитывают расположение волокон, которые должны идти по длине изделия
На сегодняшний день можно найти клещи из фанеры, но тут стоит обратить внимание на то, что такой материал очень плохо переносит сырость, а потому его нужно защищать от избыточной влажности
Относительно разборная конструкция хомута позволяет одевать данную часть сбруи на шею лошади и проводить необходимую корректировку. Древесина, которая пошла на изготовление хомута, будет врезаться в кожу и оказывать давление на мышцы. Чтобы предотвратить возможные травмы, используется хомутина. Это кожаный чехол, внутрь которого положен войлок или солома.
Набивка наполнителя производится очень плотно. Хомутина с клещами соединяется при помощи гвоздей таким образом, чтобы подкладочный материал выступал на несколько сантиметров. Крепление гужей происходит на внешней стороне хомута. Такие ремни, на изготовление которых идет свиная или телячья кожа, имеют ширину 9-12 см и служат для закрепления оглобель. На сегодняшний день вместо кожи может использоваться резина или иной искусственный аналог. Гужи выполняют не только крепежную функцию, но и амортизирующую.
Седелка выступает в роли дополнительного элемента, который будет передавать нагрузку с шейной области, сдавленной хомутом, на спину. Для лошадей со стандартным строением туловища используют горбатые седелки, если есть какие-то особенности в конфигурации тела, то можно подобрать стоячий или плоский вариант такой детали.
Как сделать украшения своими руками
Изготовление украшений для лошади — это, безусловно, очень творческий процесс, однако на этапе планирования декоративного элемента амуниции следует учитывать то, что любой аксессуар не должен доставлять дискомфорт животному.
Для этого к созданию украшений необходимо подходить индивидуально, снимая мерки с каждой лошади. Стоит также учитывать особенности характера скакуна.
Материалы
Основными материалами, которые используются для создания украшений, являются:
- кожаные ремни;
- сыромяжная кожа;
- тесьма;
- верёвки;
- канаты;
- ремни из синтетического материала.
В качестве украшения аксессуаров используют:
- бисер;
- кристаллы;
- драгоценные и полудрагоценные камни;
- заклёпки;
- жемчуг;
- стеклянные бусины;
- кожаную и канатную бахрому.
Пошаговая инструкция
Поскольку практически все аксессуары необходимо изготавливать для коня индивидуально, этот процесс происходит вручную. Существует немало форумов для рукодельниц и любителей лошадей, где люди делятся опытом и дизайнами создания интересной лошадиной амуниции.
В данной статье мы предлагаем рассмотреть инструкцию по созданию вальтрапа для коня.
Для этого понадобятся:
- ткань синтепоновая — 2,5 м;
- хлопковая ткань — 2 м;
- лента для недоуздка — около 1,5 м;
- толстая лента шириной 3 см;
- косая бейка — 3 м;
- декоративная тесьма — 3 м;
- швейная липучка — 30 см;
- декоративная вышивка или накладка (по желанию).
Инструкция:
- Из синтепоновой ткани вырезаются 2 половинки будущего вальтрапа.
- Из хлопковой ткани необходимо вырезать 4 половинки вальтрапа.
- Каждую половинку из синтепоновой ткани обшивают с двух сторон хлопковой, это поможет будущему изделию не скользить по спине лошади.
- Для того чтобы создать вид стёганой ткани, необходимо на половинки вальтрапа нанести разметку при помощи швейного мелка и прострочить обе заготовки таким образом, чтобы из линий получились квадраты. Размер квадратов может быть произвольным, главное, чтобы линии были ровными и квадраты имели одинаковый размер.
- Далее необходимо пришить отрезки синтетической ленты для крепления подпруги и приструги. Ремень для подпруги крепится в нижней части вальтрапа.
- Ремень для приструги пришивается с той стороны вальтрапа, где будет находиться голова лошади. Для того чтобы он крепко держался, необходимо хорошо закрепить линии шва, прошив их несколько дополнительных раз по диагонали. Далее на внутреннюю часть этой ленты пришиваются липучки таким образом, чтобы при складывании этого ремня обе половинки могли соединиться. Таким образом, общая длина ленты для приструги составит около 30 см.
- При помощи толстой синтетической ленты сшиваются две половинки вальтрапа.
- Периметр вальтрапа обшивается косой бейкой. Перед этим следует приметать ленту вручную, а затем закрепить её, прошив на швейной машинке.
- Для украшения вальтрапа необходимо пришить декоративную тесьму по периметру всего изделия. На одну из боковых частей можно также нанести готовую вышитую эмблему или рисунок.
Русские или дуговые одноконные упряжи
Дуговые упряжи, исходя из названия, отличаются от остальных видов именно дугой. Они изготавливаются из дерева при помощи специального старинного способа сгибания и нужны, чтобы удерживать гужи вокруг оглобель. Гужи нужны для того, чтобы скреплять оглобли с хомутом. Ранее в России изготовление дуг доверяли специальным мастерам, поскольку приходилось заниматься не только правильным подбором дерева, но также и подготовкой. Дуги, как часть упряжи, должны быть одновременно чрезвычайно легкими и прочными.
Вьючные и упряжные козлы
В конструкцию дуговой упряжи входит:
- Дуга;
- Хомут;
- Шлея;
- Седелка;
- Чересседельник;
- Подбрюшник;
- Уздечка с вожжами.
Элементы упряжи описывались выше, а сейчас рассмотрим порядок запряжки лошади на примере одноконной русской сбруи:
- Лошадь нужно почистить.
- Осмотреть все элементы сбруи на предмет потёртостей, неисправностей, несоответствия длины гужей — такие вещи необходимо исправить или заменить.
- Соединённые кольцом чересседельник и подбрюшник пропустить через это кольцо, а получившуюся петлю набросить на оглоблю.
- На животное надеть хомут, узду и седёлку, которая располагается в нижней части холки.
- Шлею расправить на холке и натянуть так, чтобы между её ремешками и седалищным бугром помещалась ладонь.
- Далее конь входит в оглоблю: перешагиванием, задним ходом, либо систему попросту надевают на него.
- Для установки дуги её ставят около правого копыта коня, а гуж перекручивают до необходимого размера и оставляют возле окончания оглобли.
- Дугу следует вставить в гужевую петлю левой стороной, а правую сторону перекинуть через оглоблю — таким образом дуга должна попасть на шею лошади.
- Вторую оглоблю вставить в дугу и прикрепить к ней гужевой петлёй.
- Хомут нужно затягивать до тех пор, пока угол между оглоблей и дугой не составит 90°.
- Коня привязать к левой оглобле и вставить хомут при отшагивании животного.
- Надеть головную часть упряжи, при которой лошадь должна свободно поднимать голову.
- В конце запряжки вожжи прикрепить к удилам, причём один ремень провести под гужом, а второй — над ним.
Важно! Хомут надевают вверх клещами и лишь потом переворачивают в правильное положение. Так можно правильно охватить животное без излишнего движения хомута по чувствительной шее. Выбор коней для запряжки основывается их на выносливости и умственных способностях
Жёстко запряжённые с дышлом и оглоблями особи не слишком способны демонстрировать свой норов и, скорее всего, подчинятся командам возницы.Выбор сбруи проводится под определённые цели (при этом нужно учитывать и физические данные лошадей):
Выбор коней для запряжки основывается их на выносливости и умственных способностях. Жёстко запряжённые с дышлом и оглоблями особи не слишком способны демонстрировать свой норов и, скорее всего, подчинятся командам возницы.Выбор сбруи проводится под определённые цели (при этом нужно учитывать и физические данные лошадей):
- полевые работы;
- перевозка людей или грузов;
- спортивные и выставочные мероприятия;
- исторические реконструкции;
- экскурсионное обслуживание.
В наше время лошади стали уже достаточно экзотическими животными, встретить которых, даже пасущимися в поле, является большой редкостью. А специалистов, которые разбираются в конской сбруе, осталось и вовсе мало. Хотя правильный подбор и настройка упряжи важны как для здоровья животного, так и для спокойствия его хозяина.
Выбор упряжки
Предпочтения в конской амуниции в разных странах отличаются. В России больше распространена оглобельно-дуговая запряжка.
Сбрую подбирают в зависимости от числа животных. Бывают, например, такие варианты:
-
Тандем
— две лошади одна за другой. -
Три коня
— запряжка гуськом, русская тройка. -
Четыре
— тачаночный тип или парами.
Больше шести лошадей используют только для внешнего эффекта.
Иногда покупают готовый комплект сбруи для упряжек. Однако профессионалы рекомендуют тщательно подбирать каждую часть экипировки отдельно.
К каждой из частей есть стандартные требования:
Форма и размер седелки.
Для высокой холки подходит стоячая, для низкой — лежачая
Это важно для работы и здоровья лошади. Нельзя ошибаться с размером, типом удил, иначе животное будет постоянно страдать
Приспособление делают из разных металлов. Берут как можно более мягкие. Сегодня есть даже пластиковые и резиновые модели для чувствительных зубов.
Чистка упряжи
Естественно, после работы упряжь пропитана потом, поэтому за ней нужен определенный уход. Чтобы удалить грязь, нужно тщательно вычистить ее руками с использованием намоченной губки.
2 раза в месяц нужно протирать все части сбруи и жердь седельным мылом, предварительно отсоединив их. Затем нужно дать элементам высохнуть естественным способом (без солнечных лучей), иначе они начнут трескаться.
Отмытую упряжь важно смазать воском, кроме кожи высшего сорта (патентованной), которую протирают мягкой подсушенной тканью. Еще после просушки смазывают либо жиром, либо техническим маслом
Способы запряжки
Существует несколько известных методов, как запрячь лошадь. Каждый из них требует мастерства и опыта. В России самые популярные виды запряжки – дышловая и оглобельная.
Оглобельно-дуговой способ
Перед запряжкой одной, двух или более лошадей важно проверить сани или телегу, гужи на хомуте. Длину гужи следует отрегулировать так, чтобы у ездока была возможность стянуть клещи и прикрепить дугу на оглоблях
Затем на лошадь надевается уздечка, затягивается на подбородке ремень, вставляются удила в рот. Если запрягать лошадь приходится зимой, в мороз, удила рекомендуется нагреть в ладонях. После этого надевается седелка движением от холки к спине. Далее расправляется шлея, из-под нее и хомута достаются грива и хвост.
Постромочно-дышловый способ. Пара запряженных лошадей постромочно-дышловым способом называется парной. Применяется данный метод в хозяйстве для орудий и повозок с дышлом. Телега для запряжки должна быть с одиночной оглоблей (дышлом), которое находится посередине. К ней пристегиваются лошади.
Пятерик. Метод, пригодный для запряжки шести и более лошадей. Животных располагают парами. Пятерик используют для торжественных шествий, постановок, мероприятий, в хозяйстве не используется.
Благоварская утка: описание породы, характеристика, выращивание и разведение
Как правильно запрячь коня в телегу
Мало иметь подводу и коня, нужно уметь ими пользоваться
Важно запрягать лошадь правильно. Это помогает избежать травм, поломок и лучше наладить работу
Сначала идет подготовка:
- Сбрую и телегу проверяют. Не допускают даже небольших потертостей на ремнях амуниции, так как это грозит натиранием и травмами. При необходимости смазывают колеса. Если транспорт не в порядке, риск перевернуться на ухабах сильно повышается.
- Коня осматривают и чистят, оценивают настроение питомца. Если ему неприятны прикосновения, возможны проблемы со здоровьем. Если лошадь беспокоится или плохо себя чувствует, поездку желательно перенести.
При оглобельно-дуговой запряжке собирают коня в путь так:
- Регулируют гужи.
- Чересседельник и подбрюшник фиксируют на оглобле. Первый иногда травмирует кожу. Если седелки нет, то его не используют.
- Надевают узду. Трензель удил (штырь) в холодную погоду греют, чтобы не травмировать лошадь.
- Надевают седелку. Сначала — чуть выше, потом опускают.
- Дальше идет подпруга.
- Хомут подбирают на каждую лошадь. Чересчур маленькие не применяют. На слишком большие нашивают внутри войлок. Надевают сначала клещами вверх. На узкой части шеи переворачивают.
- Протягивают шлею, расправляют. Ремни затягивают несильно. Между ними и телом животного остается расстояние в ладонь толщиной.
- Заводят в оглобли. Если конь отказывается переступать жердь, принуждают зайти задом или накатывают оглобли.
- Фиксируют дугу. Встают перед лошадью и прислоняют элемент упряжи к ее правой ноге. Регулируют длину гужа: перекручивают. Ставят к краю оглобли. Надевают левый край дуги в петлю гужа. Второй перекидывают через оглоблю и крепят. Проверяют. Дальше выворачивают дугу выемкой ко второй оглобле. Закладывают сверху гуж. Петля оказывается на дуге. Подтягивают хомут.
- Супонь обматывают вокруг клещей. При необходимости удлиняют гуж. Клещи соединяются под прямым углом. Если этого нет, гуж, наоборот, укорачивают.
- Набрасывают поводья. Крепят темляк. Следят, чтобы ничего не мешало лошади поднимать голову.
- Накидывают ремни через оглобли. Они не должны болтаться.
- Продевают вожжи через середину дуги с наружной стороны. Пристегивают к узде.
- Проверяют работу. Гужи должны оказаться сзади дуги. Чтобы в движении проверить, все ли в порядке, слегка трогают повозку.
Телеги с лошадьми до сих пор востребованы. Они остаются полезным транспортом и в сельском хозяйстве, и в туристической сфере. Некоторые модели удается сделать своими руками.
Какие составные части есть у хомута
Стандартная часть упряжи (хомут) состоит из следующих частей:
Размеры хомута зависят от клещей, которые повторяют форму конской шеи. Такие промеры контролируются человеком постоянно, ведь сбрую придется поменять, если животное по каким-то причинам резко сбросило вес или, наоборот, его набрало.
Измерить хомут по длине довольно просто: этим показателем служит расстояние от самого верха до самой крайней нижней точки. Очень короткая амуниция будет оказывать давление на шею и не давать животному нормально дышать. Слишком длинная имеет низкую посадку и станет мешать при движении, вдобавок натрет лошади места соприкосновения с кожей.
Клещи чаще всего изготавливают из березы или клена, при этом учитывают расположение волокон, которые должны идти по длине изделия
На сегодняшний день можно найти клещи из фанеры, но тут стоит обратить внимание на то, что такой материал очень плохо переносит сырость, а потому его нужно защищать от избыточной влажности
Относительно разборная конструкция хомута позволяет одевать данную часть сбруи на шею лошади и проводить необходимую корректировку. Древесина, которая пошла на изготовление хомута, будет врезаться в кожу и оказывать давление на мышцы. Чтобы предотвратить возможные травмы, используется хомутина. Это кожаный чехол, внутрь которого положен войлок или солома.
Набивка наполнителя производится очень плотно. Хомутина с клещами соединяется при помощи гвоздей таким образом, чтобы подкладочный материал выступал на несколько сантиметров. Крепление гужей происходит на внешней стороне хомута. Такие ремни, на изготовление которых идет свиная или телячья кожа, имеют ширину 9-12 см и служат для закрепления оглобель. На сегодняшний день вместо кожи может использоваться резина или иной искусственный аналог. Гужи выполняют не только крепежную функцию, но и амортизирующую.
Седелка выступает в роли дополнительного элемента, который будет передавать нагрузку с шейной области, сдавленной хомутом, на спину. Для лошадей со стандартным строением туловища используют горбатые седелки, если есть какие-то особенности в конфигурации тела, то можно подобрать стоячий или плоский вариант такой детали.
Правила запряжки
В самом начале с коня снимают недоуздок и надевают уздечку. Её ставят через верх, вставляя удила и закрепляя ремни уздечки. Для того чтобы эта упряжь не смещалась, её закрепляют при помощи капсюля. Это круговой ремешок, который охватывает морду, располагаясь на несколько сантиметров сзади от удил. Его нельзя затягивать до конца. Принято делать это так, чтобы можно было сделать проверочное действие: снизу между ремнём и мордой можно было подсунуть два пальца.
Ещё одна его важная функция состоит в том, чтобы удила не сдвигались вбок, и кольцо не попало в рот.
Необходимо прикрепить седёлку. Она должна обхватывать круп лошади и быть завязана ремнями снизу, чуть сзади по отношению к передним ногам.
Необходимо прикрепить седёлку
Когда одевается хомут, шлея к нему должна быть уже прикреплена. Надевают его через голову. Удобно это делать, перевернув хомут, а затем, надев его, нужно будет поставить правильно.
Одевая оглоблю, нужно расположить дугу внутри оглобель, пропустить гуж позади и над оглоблями, провести его снаружи и петлёй захватить конец дуги.
Обратите внимание! После того, как оглобли прикреплены, нужно затянуть супонь. Чтобы это сделать, надо встать сбоку от коня и несколько раз обернуть её вокруг хомута
После этого необходимо упереться ногой, чтобы притянуть концы друг к другу и закончить обматывание, с усилием обмотав и затянув супонь.
На этом этапе необходимо прикрепить шлею. Она одним концом прикрепляется к хомуту, затем её нужно аккуратно расправить и закрепить.
Теперь надо прикрепить ремнями оглобли к седёлке. Для этого ремень пропускают через верхние петли на ней, через нижнюю петлю и крепко привязывают его к оглоблям.
Другие элементы снаряжения верховой лошади
Попона — покрывало для лошади, которое предохраняет ее от холода или насекомых. Попоны бывают зимние (шерстяные, флисовые, синтепоновые) и летние (хлопковые, сетчатые). У больших попон имеется капор, дополнительно закрывающий шею лошади.
Вальтрап — покрывало под седло. Он защищает спину лошади от повреждения седлом или седёлкой (для упряжных лошадей).
Подпруга — прочный широкий ремень, который удерживает седло. Она охватывает корпус лошади снизу и пристегивается к седлу с обоих боков. Подпруги бывают кожаными, иногда их делают из тесьмы и других материалов. Некоторым седлам требуется по две-три подпруги.
Недоуздок — это уздечка без удил, при помощи которой лошадь удерживают на привязи. Ее делают из кожи или тесьмы.
Хакамора — это уздечка без железа, кожаный недоуздок с обшитой мехом или кожей металлической дужкой, от концов которой идут металлические пластинки для пристегивания поводьев. Она располагается на переносье у лошади и вместе с подбородной цепочкой помогает управлять животным путем воздействия поводьев на носовые кости.
Шпрунт (или скользящий повод) — вспомогательный ремень, который одним концом прикрепляют к подпруге, а другим — к переносному ремню уздечки. Из-за него лошадь не может задирать голову до горизонтального положения, когда управлять ею будет уже невозможно, или двигать носом дальше длины шпрунта.
Трензель — две одинаковые полусогнутые металлические ветви, подвижно соединенные в середине кольцами или коротким стержнем. Наружные концы трензеля — удила. На них есть кольца для пристегивания повода. Если трензель правильно подогнан, а у лошади верно поставлена голова, то он лежит на беззубых краях десен и воздействует через поводья на них, на язык и частично на углы рта лошади. Но если лошадь запрокидывает голову или сильно опускает, то удила начинают действовать только на углы рта. Как говорится, лошадь тогда может «закусить удила» и сделать закидку или понести.
Мундштук лошади — это приспособление, которое позволяет более тонко управлять норовистыми лошадьми. Мундштук состоит из грызла (удила) с дужкой, верхних и нижних щечек (рычагов) с крючками для мундштучной цепки (цепочки) и самой цепки. К кольцам на нижних щечках мундштука прикреплены мундштучные поводья. С их помощью всадник может поднимать голову лошади на требуемую высоту, готовиться для движения в нужную сторону.
Оголовье, или обыкновенная узда, — это приспособление из ремней и пряжек, которое удерживает во рту лошади трензельное и мундштучное удила.
Уздечка состоит из суголовного ремня, двух щечных ремней, состыкованных и прочно сшитых так, чтобы верхняя часть суголовья лежала на затылке лошади, а щечные ремни спускались ко рту по щекам.
Поделиться ссылкой
Основные виды упряжи
Существует несколько классификационных групп конного снаряжения. Так, в зависимости от сферы использования, выделяют упряжь сельскохозяйственного назначения (для полевых работ), выездную (для конного спорта) и транспортную (для повозок). Кроме того разделение осуществляется по числу коней в упряжках, которые бывают одиночными, парными и многолошадными (от трех до 6-8 животных).
Классификация производится также по способу запрягания, потому что от этого зависит, какие элементы сбруи будут или не будут использоваться. В данном случае выделяют семь групп.
- Одноконно-дуговая — в повозку запрягают только одно животное, используют при этом деревянную дугу и полное гужевое облачение.
- Оглобельно-постромочная — в данном случае присутствуют все элементы предыдущего варианта, кроме дуги. Ведущую роль гужевой детали выполняет шлея. Оглобли имеют укороченный размер и крепятся не к хомуту, а седелке.
- Постромочно-дышловая — основным элементом является дышло, с помощью которого регулируются поворотные движения повозки. Таким манером можно запрягать и одного, и двух коней.
- Постромочная — максимально упрощенный вариант без дуги и оглобель. Конструкция фиксируется с помощью хомута и постромочных ремней. Такой вид упряжи часто снабжают ручным тормозом, потому что иначе трудно остановить чересчур разогнавшуюся лошадь.
- Тачаночная — устаревший вид упряжи, рассчитанный на 4 животных. Два из них в середине запрягаются с помощью дышла, а боковые лошади — с помощью постромок.
- Комбинированного типа — применяется для большого количества коней: 6-8. Снаряжение включает в себя дышло, постромки и оглобли.
- Цуговая — используется для шестерки лошадей. В дышло впрягаются коренные животные, а выносные пристегиваются постромками.
Комбинированная упряжка из шести лошадей
Раздвижная модель
Чтобы обеспечить оптимальную работоспособность, хомут надо подбирать точно по габаритам коня, чтобы давление на корпус распределялось равномерно. Нормальный хомут должен опираться на участок между шеей и холкой, боковые ответвления должны охватывать шейную мускулатуру и лопатки, а низ – основание шеи. Добиться идеальной посадки хомута можно только при правильном выборе модели, но есть и универсальный вариант – раздвижная разновидность.
Подбираться хомут должен на каждого коня отдельно, в зависимости от габаритов
Используют несколько типов таких моделей, но принципиальное устройство у них одинаково. В отличие от стандартных аналогов, клещи у таких хомутов сверху не соединяются, конструкция состоит из двух половинок. Хомутину закрепляют ремнями. Верхняя их часть связана ремнями: по мере их натяжения регулируют размер. Гужи также регулируются, чтобы приспособить упряжь для нужд разной сельхозтехники. Кольца передвигаются в любом направлении, расширяются и фиксируются колышком. При небольшом усовершенствовании применяют и хомут с оглоблями или с постромочной упряжью.
Раздвижной хомут
Можно ли обойтись без дуги?
Некоторые не покупают дуги, так как они стоят приличных денег, однако они причиняют сильный вред своей лошади. Со временем, у животного появятся раны и из-за постоянных ушибов, ему будет тяжело тянуть повозки.
Учитывая это, дуги просто необходимы. Если у вас нет денег, чтобы ее купить, тогда постарайтесь ее сделать сами. Просмотрев видео и прочитав много информации на эту тему, вы сможете сделать качественную и прочную дугу. Даже если у вас не получится сделать деталь с первого раза, не расстраивайтесь и повторите попытку. Попробовать сделать дугу можно на маленьком бруске дерева, чтобы понять принцип изготовления.
Самостоятельное изготовление хомута на лошадь
В меры ухода за лошадьми входит не только их правильное кормление и создание комфортных условий содержания, но и верный выбор конского снаряжения. Если говорить о запряжке лошади в русскую сбрую, то здесь одной из важных частей амуниции является хомут. Благодаря ему идет соединение животного и непосредственно телеги или сельскохозяйственной техники. Хомуты изготавливают из изогнутых брусков и кожи. Конструкция имеет такую форму, что есть возможность провести надежную фиксацию снаряжения, учитывая анатомические особенности строения лошадей.
Введение хомутов в эксплуатацию после их изобретения стало своеобразной инновацией в гужевом транспорте. Благодаря простой и практичной конструкции в разы повысилась эффективность перевозки грузов. Теперь лошади стали использоваться не только для перемещения людей из одно пункта в другой, но и для транспортировки серьезных грузов.
Хомут — основная тяговая сила
Хомут в любой амуниции – это элемент, передающий тягловое усилие лошади или другой скотине на сани, плуг, повозку и т.п. Как и раньше, сегодня они изготавливаются самых разных размеров – все зависит от типа упряжи.
Обязательно почитайте:
Сколько лошадь вынашивает жеребенка, как принять роды, срок беременности
Для измерения длины необходимо измерить расстояние от верхней точки внутренней прокладки до начала клещей. Ширина определяется по размещенным отверстиям, пропускающим сквозь себя гужи.
Ярмо в пароконных и одноконных системах может различаться. В пароконных упряжках они оборудуются мочками, в одноконных – гужами.
В состав входят детали:
- подушка;
- супонь;
- 2 клеща;
- хомутина;
- 2 гужа;
- подкладка;
- горт;
- покрышка.
Ярмо маленького размера может душить скакуна, а чересчур большое будет болтаться, натирая шею животного.