Учение о ноосфере: этапы развития, учение вернадского и основные признаки ноосферы

Развитие ноосферы

В начале XX века учения о ноосфере стали основой формирования перспективной комплексной научно-образовательной области «Ноосфера», развитие которой является важной для будущих цивилизаций и современного мира. Опираясь на космическую философию, человек, земля и космос являются неразрывным целым, единым организмом

Процессы, происходящие в космическом пространстве и на планете Земля, переплетаются и человек становится ответственным за окружающую среду, природу, экологию и положение космического пространства. Идеи космоса основаны на понимание целостности и сложности мира, гармонии с красотой

Опираясь на космическую философию, человек, земля и космос являются неразрывным целым, единым организмом. Процессы, происходящие в космическом пространстве и на планете Земля, переплетаются и человек становится ответственным за окружающую среду, природу, экологию и положение космического пространства. Идеи космоса основаны на понимание целостности и сложности мира, гармонии с красотой.

В качестве наиболее значимых и выдающихся ученых необходимо отметить Вернадского, Циолковского, Чижевского, философов – Соловьева, Бердяева, Флоренского. Не менее важным представителем советского мировоззрения является Николай Константинович Рерих, ученый мирового уровня, философ, журналист и художник. Российским космологам удалось соединить интерес к планете Земля, биосфере и космосу с интересами человечества, чтобы обосновать нравственную и практическую необходимость активного изучения ноосферы. Их научный и философский труд помогает понять, почему взаимодействие с природой не должно быть хаотичным, почему человек должен стремиться не к изменению природы, а к обретению с ней гармонии. Для космистов характерны гуманистические взгляды не только из-за доброты к природе, но ввиду тщательного анализа задач и целей процесса эволюции, происходящего в космосе. Отдельные ученые полагают, что принципы философии космоса совпадают с множеством основных идей современных научных мировоззрений, а также видят в них возможность создания теоретической и методологической базы для новой стадии развития науки.

Для решения острой проблемы современной цивилизации нужно создать ноосферную мысль, чтобы решить острые проблемы, провести поиск этических ориентиров, преодолеть экологические кризисы.

Научное и практическое значение Вернадского как основателя учения

Концепция академика В. И. Вернадского вызвала неутихающую дискуссию сторонников и противников положений и выводов ученого. Оппоненты называют ее романтической утопией и показывают катастрофическое влияние техносферы на всё живое

Призывы к гармонии человека и природы меркнут перед жаждой сиюминутной выгоды и не принимаются во внимание правительствами и капиталом

Тем не менее, научное значение гипотезы В. И. Вернадского трудно преуменьшить: он впервые осознал и осуществил синтез общественных и естественных наук для анализа глобальной деятельности человека. Его статьи всем своим содержанием призывают человечество осознать миссию разума, смысл эволюции. Над этим работают научные школы в разных странах.

Границы и слои биосферы

По Вернадскому, принадлежность планетарного вещества к биосфере определяется наличием в нем тех или иных форм жизни.

Воздушная среда в биосфере является верхним слоем. Его границы определяются уровнем проникновения агрессивного ультрафиолетового излучения: наверху тропосферы (надвоздушной оболочки Земли) жесткий ультрафиолет не дает развиваться живым организмам, а значит, границы биосферы заканчиваются. Верхняя граница биосферы находится на высоте 20 км над уровнем моря.

Нижние границы биосферы определяются температурным порогом, при котором может существовать жизнь. В почве Земли этот порог достигает 4 км, а в воде – 11 км. Именно на этих уровнях ученые находят живые микроорганизмы.

Вернадский — становление личности ученого. Путь к идее ноосферы

«Я принимаю идею Леруа о ноосфере. Он развил глубже мою биосферу»,- пишет Вернадский в письме к геологу Б.Л. Личкову, своему постоянному корреспонденту.

С конца 30-х годов в идею ноосферы стягивается самая суть оптимистического мировоззрения ученого. Недаром и последней его опубликованной работой, своеобразным исповедованием веры и духовным завещанием одновременно становится небольшая статья «Несколько слов о ноосфере» (1944). Вместе с тем это своего рода чрезвычайно емкий и ясный конспект научных идей и открытий, приведших к ноосферному в их логической и исторической последовательности.

ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ перед публикацией все комментарии рассматриваются модератором сайта — спам опубликован не будет

Хотите опубликовать свою статью или создать цикл из статей и лекций? Это очень просто – нужна только регистрация на сайте.

Контрольные тестовые задания

1. Установите соответствие характера обязательного инструктажа по технике безопасности предлагаемым условиям.

Предлагаемые условия и категория работников

Обязательный инструктаж по ТБ

первичный

(А)

вводный

(В)

целевой

(Д)

1.При ликвидации последствий аварии.

Первичный инструктаж на рабочем месте проводят по инструкциям по охране труда, разработанных для отдельных профессий или видов работ с учетом требований стандартов, правил, норм по охране труда.

Делают запись в журнале регистрации вводного инструктажа с обязательной подписью, инструктируемого и инструктирующего.

Инструктажи на рабочем месте завершаются проверкой знаний устным опросом, а также проверкой приобретенных навыков безопасных способов работы

2.При поступлении на работу.

Первичный инструктаж на рабочем месте до начала работы проводят: со всеми принятыми на работу, переведенными из другого подразделения; с работниками, выполняющими новую для них работу.

Проводят со всеми вновь принимаемыми на работу, независимо от образования, стажа работы по данной профессии или должности.

О проведении первичного инструктажа на рабочем месте, повторного, внепланового делается запись в журнале инструктажа с обязательной подписью инструктируемого и инструктирующего. При регистрации внепланового инструктажа указывают причину его проведения.

3.Временные и командированные работники.

Первичный инструктаж на рабочем месте проводят с каждым работником или учащимся индивидуально с практическим приказом безопасных приемов и методов труда.

С временными работниками, командированными, учащимися и студентами, прибывшими на производственное обучение или практику, а также с учащимися в учебных заведениях перед началом лабораторных и практических работ.

Лица, показавшие неудовлетворительные знания, к самостоятельной работе или практическим занятиям не допускаются и должны вновь пройти инструктаж.

2. К нормативным актам системы управления и правового регу­лирования безопасности жизнедеятельности относятся:

1) стандарты предприятия;

2) инструкции по охране труда;

3) стандарты Системы стандартов безопасности труда;

4) отраслевые стандарты;

5) опытно-конструкторские разработки в области создания средств индивидуальной и коллективной защиты работников.

Ответ: 1, 2, 3, 4.

3. В зависимости от содержания информации выделяются сле­дующие типы памяти:

1) моторная;

2) смысловая;

3) механическая

4) эмоциональная;

5) образная;

Ответ: 4, 5.

Разум — отдельный слой биосферы

Используя человеческое вмешательство в геологические причинно-следственные моменты, рождается ноосфера. Разум людей безусловно велик, а наложившийся новый слой сравнивается с уже приобретенными за века оболочками биосферы: с вулканическими породами, тектоническими разломами и горными образованиями.

Ученый выдвинул идею о полном захвате наукой духовной части, живой жизни планеты. Он ее выделил на первое место и поставил в положение самой главной силы, способной проникнуть внутрь и изменить весь единый разум. Он говорит о захвате человеческим обществом, постоянно увеличивающимся в количестве и качестве, всей поверхности нашей планеты. Развитие ноосферы тесно связано с управляемыми силами интеллекта Homo Sapiens, направленными напрямую в биосферическое пространство.

Модель ноосферы по Вернадскому разительно отличается от той, что предлагают современные ученые. Нынешняя глобализация вопросов экологической катастрофы, которые теперь стали ставить на первое место в новостных сводках каждого государства, не была предусмотрена им в качестве разрушительных действий.

Свойства и основные функции

Энергетическая функция. Живые существа накапливают энергию Солнца, потребляя на собственные нужды около 15% ассимилированной энергии. Оставшаяся часть накапливается в биосфере, преобразуется и рассеивается в ней.

Газообразующая функция. Подавляющее большинство основных газов биосферы синтезируется и преобразуется живым веществом. В поддержании постоянства газового состава Земли биосфера играет важнейшую роль.

Концентрационная функция. Живое вещество биосферы способно избирательно концентрировать химические элементы, и далее служить для человека либо источником питательных веществ, либо нести опасность (например, отравления тяжелыми металлами).

Деструктивная функция. Живое вещество бесконечно вовлекает неживые структуры в метаболический круговорот, что порождает перетекание живых структур в неживые и обратно.

Средообразующая функция. Это сумма всех вышеперечисленных функций биосферы, позволяющая преобразовывать окружающую среду в подходящую для развития жизни в ней.

Владимир Иванович Вернадский, биография

Учение Вернадского о биосфере стало итогом и вершиной жизни и научной деятельности этого выдающегося человека, но и послужило основанием для развития ряда «наук о Земле», стало началом философской концепции о роли человека, его разума и деятельности в жизни планеты и ее преобразовании.

Российский и советский ученый Вернадский Владимир Иванович родился 28 февраля 1863 года в городе Санкт–Петербург в либерально-демократической семье потомственного запорожского казака. Его отец – Иван Васильевич был профессором экономики в Киеве, после переезда в Санкт-Петербург стал служить в чине тайного советника. Мать – Анна Петровна – потомственная русская дворянка.

В 1868 году Вернадские переезжают в Харьков, где в 1873 г. Владимир поступает в первый класс классической гимназии. Через три года семья возвращается в столицу, и обучение его продолжается в Первой Санкт-Петербургской классической гимназии. С 1881 г. по 1885 г. Владимир Вернадский учится на физико-математическом факультете университета, где его учителями были Д.И. Менделеев и А.Н. Бекетов. До 1890 года он продолжает обучение за границей – во Франции, Италии и Германии. Защищает докторскую диссертацию и поступает на кафедру кристаллографии и минералогии Московского университета. С 1906 по 1917 год В.И. Вернадский занимает различные должности в российских академиях наук и университетах, в Государственном совете, занимается организацией изучения радиоактивных материалов, работает за границей. В 1917 году он приезжает в Украину и основывает академию наук. Преподает в Киевском и Таврическом университете. В 1921 году возвращается в Петроград, где был арестован по подозрению в шпионаже. Но был освобожден и в 1922 году создает Радиевый институт, директором которого был до 1939 года. В продолжение этих лет он преподает во Франции, является председателем Комиссии по изучению естественных природных сил России, один из создателей плана ГОЭЛРО. Он продолжает находиться под негласным подозрением и уже с 1930 года не может выезжать за пределы страны. В 1935 году здоровье В.И. Вернадского ухудшилось. Ему было позволено выехать на лечение в Карловы Вары. По окончании лечения, он едет работать во Францию, Германию и Великобританию. Он возвращается в СССР, хотя его дети живут в США. В начале войны он уезжает в Казахстан, где продолжает свои исследования в области ядерной энергетики и пишет книги «О состоянии пространства в геологических явлениях Земли» и «Химическое строение биосферы Земли и ее окружения». 6 января 1945 года Владимир Иванович Вернадский умер.

В.И. Вернадский – академик Санкт-Петербургской и Российской академии наук, Академии наук СССР. Ученый, мыслитель, естествоиспытатель, общественный деятель. В сфере его интересов была химия, геология, биология, почвоведение, минералогия, радиология, философия и история. Благодаря разносторонним, глубоким и фундаментальным знаниям, а также философскому складу мышления, он развил ранее предложенные теории, создал учение о биосфере и преобразовал, в ранее несуществовавшую науку – биогеохимию.

Слои и оболочки биосферы

Чтобы понять масштабы обитаемой оболочки Земли, нужно знать, из чего состоит биосфера. Оболочка имеет сферическую форму и полностью окружает планету, создавая тесную связь экосистем. Морфологическая структура биосферы представлена следующими слоями:

  • атмосфера;
  • литосфера;
  • гидросфера.

С биосферой соприкасаются внешние слои, в которые живые организмы попадают только лишь случайным образом. Под литосферой расположена метабиосфера, которая сформирована ранее существовавшими в ней живыми формами, но необитаемая в настоящем. Верхняя часть атмосферы – парабиосфера. В этом пространстве организмы могут существовать условно, не размножаясь и не доживая до естественной гибели.

В глобальном понимании, во всех этих слоях земного пространства происходит или когда-то происходило воздействие живой среды на неживую. Общее название всех оболочек – мегабиосфера. С учетом деятельности человека в околоземном пространстве (космической экспансии), конгломерат слоев называют панбиосферой.

Атмосфера (воздушная оболочка)

Газовая прослойка, в состав которой входят кислород, азот, двуокись углерода, является неотъемлемой частью биосферы. Химические соединения отвечают за дыхательные процессы и переход мертвой органики в минералы, формируют биомассу, участвуют в фотосинтезе. Атмосфера защищена озоном, слой которого защищает живые формы от воздействия губительного УФ излучения.

Литосфера (твердая оболочка)

Один из слоев биосферы – литосфера, которая объединяет земную кору и часть мантии. Жизненные формы распространены только в верхнем слое грунта. Бактерии обнаруживаются на глубине 2-3 м под поверхностью (в отдельных случаях обнаружены микроорганизмы на глубине до 4 км). Почвенный слой сформирован из минеральных и органических останков биомассы. В новом цикле роста жизненные формы получают питание из почвы, затем удобряют ее в течение жизни, а также после гибели.

Гидросфера (водная оболочка)

Гидросфера содержит в себе все водные запасы на планете, включая снеговой и ледяной покровы, водяной пар, донные отложения. Вода, из которой состоит этот слой биосферы – главное условие для существования углеродных форм жизни и растений. Большая часть животной органики поглощает и выделяет энергию именно в воде.

Свойства биосферы по Вернадскому

Глубоко изучив природу биосферы, Вернадский выделил признаки, которые характеризуют ее наиболее полно.

  1. Непрекращающийся круговорот веществ и энергии. Все атомы в биосфере находятся в постоянном и непрерывном движении. Они образуют миллионы разнообразных соединений, и этот процесс продолжается бесконечно не протяжении всего геологического времени. Непрерывность круговорота объясняется тем, что живые вещества являются самой могущественной химической силой, которая поддерживает существование биосферы. Они производят необходимые элементы — автотрофы и гетеротрофы. Автотрофы участвуют в преобразовании солнечной энергии в химические соединения, а гетеротрофы потребляют получившуюся энергию и приводят к расщеплению органических веществ до минеральных соединений. Этот процесс имеет цикличный характер и является главным условием существования живых организмов в атмосфере, почве и гидросфере.
  2. Способность к самовоспроизведению. Это свойство подразумевает беспрерывное движение организмов путем размножения, которое ученый считал самым важным признаком механизма биосферы.Процесс, в ходе которого производится огромная геохимическая работа, представляет собой форму проникновения энергии солнечного луча и ее распределения по поверхности планеты. Эту способность к размножению Вернадский назвал «растеканием жизни». Размножаясь, организмы захватывают всю поверхность земли, и если какая-то часть остается безжизненной в короткий срок, вскоре ее населяют живые организмы. Этот признак биосферы ученый назвал «всеюдностью жизни». При этом он выделял участок с наиболее высокой концентрацией жизни — «слой живого вещества» или «пленка жизни». Эта область населена около 500 видами растений и животных и почти 1 млн видов бактерий.
  3. Тесная связь живых организмов с неживыми веществами. Живые организмы и окружающая среда составляют единую целостную систему, части которой находятся в тесном взаимодействии. Живое вещество приспосабливается ко всем изменениям условий среды, меняя свою форму или функции, но не состав. При этом неживое вещество претерпевает множество изменений. К примеру, гранит, образованный под воздействием высоких температур и давления, после попадания на поверхность земли начнет адаптироваться к новым условиям. Но также во влажном климате он изменит свои свойства и станет другим веществом в химическом и физическом отношении.
  4. Растекание жизни есть проявление ее геохимической энергии. Живое вещество распространяется по всей земной поверхности в результате работы, которую производит жизнь. Этот процесс заключается в переносе химических элементов и создании из них новых тел. При этом мелкие организмы размножаются намного быстрее крупных. Скорость передачи жизни зависит от плотности живого вещества.
  5. Жизнь полностью определяется полем устойчивости зеленой растительности. Только зеленая часть живого вещества — растительность, содержащая хлорофилл — использует световой солнечный луч для создания химической энергии путем фотосинтеза. С этой зеленой частью неразрывно связан весь живой мир.

Состав и распределение биомассы на планете

Под термином “биомасса” (живое вещество) понимается все многообразие живых организмов, населяющих планету. Объемная доля каждого из царств (растения, животные, грибы, вирусы, бактерии) в общем количестве биомассы разная. Вес живого вещества подсчитывается по содержанию в нем углерода (основного элемента живой ткани) и измеряется в гигатоннах углерода (ГтС). После эмпирических подсчетов выяснилось, что самая значительная доля биомассы планеты приходится на:

  • растения (450 ГтС);
  • бактерии (70 ГтС);
  • грибы (12 ГтС).

Суммарная же биомасса всего животного царства Земли (включая человека) составляет всего 2ГтС.

Значение теории Вернадского для науки в том, что это учение связывает все живое на планете в единую систему, каждый элемент которой влияет на все остальные. Человек, как мыслящее существо, обязан делать все для того, чтобы свести к минимуму свое негативное влияние на биосферу планеты.

Идея ноосферы внутри нее

Так как ранее упоминалось, что ноосфера далеко за границами нашего космоса, то значит и границы биосферы увеличены. С чем это связано?

В первую очередь с началом освоения космического пространства человеком в середине 20 века. Первый выход в неведомое — это посыл научной мысли не через километры, а на прямую, в пространстве. Человечество и биосфера это два сиамских близнеца, они неотделимы. Однако попасть за пределы биосферы человек может только используя свой разум.

Для того чтобы мысль достигла определенного пространства, нужна энергия. Поэтому человечество открывает и разрабатывает новейшие технологии для ее получения, ищет разные источники, либо их создает (например, термоядерный синтез).

Учение Вернадского о ноосфере

Интерес к Вернадскому, который, очевидно, значительно вырос за последние 15—20 лет, был следствием того, что в XX веке современная культура в конечном счете ставит перед собой проблему морального характера. Это реальная угроза для биосферы планеты, а также для человеческого общества.

Вернадский утверждает, что сам научный разум неизбежен, он природный феномен, возникший в процессе развития живых материй, как и человеческий разум, развивается в полярном векторе времени, что не может быть повернуто или же полностью остановлено. Мы наблюдаем за тем, как наука активирует изменения биосферы Земли, меняя жизненные ситуации, геологические движения и планетарные энергии. Поэтому научное мышление – естественное явление. «Мы теперь переживаем новые геологические силы, научные мысли, резко увеличивается влияние живых людей на биосферу».

Основные признаки ноосферы

Учение Вернадского о ноосфере дало большой фактический материал о биосфере и производственной человеческой деятельности. В том числе на их основе сформулировали современные признаки ноосферы:

  • увеличение объема добычи полезных ископаемых. Сегодня этот показатель в 5 раз выше показателя горных пород, переносимых реками под воздействием речной эрозии;
  • увеличение углекислого газа в атмосфере. Причинами этого стало массовое потребление органических веществ, которые образовались путем фотосинтеза в прошлые геологические эпохи. Вместе с этим количество кислорода в атмосфере сокращается;
  • рассеивание энергии в ноосфере. Под влиянием человека энергия не накапливается, а рассеивается;
  • появление новых трансурановых химических элементов. Это произошло в результате развития современных технологий и ядерной энергетики;
  • освоение околоземного пространства и Солнечной системы. Научно-техническая революция поспособствовала выходу ноосферы за пределы биосферы. Разрабатываются возможности создания искусственных экосистем на других планетах;
  • переход планеты в новое качественное состояние благодаря образованию ноосферы. Ноосфера становится сферой Солнечной системы.

Учение В. И. Вернадского о ноосфере

В. И. Вернадский, продолжая развитие теории о формировании биосферы, вкладывал в понятие ноосферы материалистическое наполнение. Он считал, что человек, как часть природы, должен подчиняться ее законам, а не стараться изменить их. Поэтому человечество должно учитывать природные закономерности в процессе развития общества и среды.

Сначала Вернадский считал ноосферу особой оболочкой разума, которая развивается над биосферой. Но позже он пришел к выводу, что:

Определение 2

«Ноосфера – это новое состояние биосферы, в котором умственная разумная деятельность человека станет определяющим фактором ее развития».

Он указывал, что биосфера переходит в свое новое состояние – ноосферу – под воздействием научной мысли и человеческой деятельности. Человечество все больше стало отличаться от других составляющих биосферы как новая биогенная природоформирующая сила. Благодаря научной мысли, воплощенной в достижениях науки и техники, человек способен осваивать те части биосферы, куда раньше он не мог проникнуть. Для ноосферы характерна тесная связь законов природы и социально-политических факторов общества. Она основана на научно обоснованном рациональном использовании природных ресурсов, которое предполагает восстановление кругооборота вещества и потока энергии. Характерной отличительной чертой ноосферы является экологизация всех сфер человеческой жизни. Это предполагает формирование у человечества экологического мышления и экологического сознания.

В результате оценивания роли человеческого разума как планетарного явления, В. И. Вернадский сформулировал основные положения своего учения.

  1. Развитие науки является решающей силой, которой человек изменяет биосферу, в которой сам обитает.
  2. Изменения биосферы это неизбежное явление. Оно происходит параллельно с обогащением научными знаниями.
  3. Изменения биосферы не зависят от воли человека. Это — процесс.
  4. Средой обитания человечества является организованная оболочка – биосфера. Поэтому постепенные изменения в ней в результате научной деятельности человека, как решающей силы, является закономерным процессом перехода биосферы в ноосферу.

Основные положения учения о биосфере

Ключевые положения учения Вернадский изложил в работах «Биосфера», «Область жизни», «Биосфера и космос». Ученый обозначил границы биосферы, включив в нее всю гидросферу вместе с океаническими глубинами, земную поверхность (верхний слой литосферы) и часть атмосферы до уровня тропосферы. Биосфера является целостной системой. Если один из ее элементов погибнет, то биосферная оболочка разрушится.

Вернадский первый из ученых, кто стал употреблять понятие «живое вещество». Жизнь он определял как фазу развития материи. Именно живые организмы подчиняют себе другие процессы, которые происходят на планете.

Характеризируя биосферу, Вернадский утверждал следующие положения:

  • биосфера является организованной системой;
  • живые организмы являются доминирующим фактором на планете, и они сформировали современное состояние нашей планеты;
  • на земную жизнь оказывает влияние космическая энергия

Таким образом, Вернадский заложил основы биогеохимии и учений о биосфере. Многие его утверждения актуальны на сегодняшний день. Современные ученые продолжают изучать биосферу, но они также уверенно опираются на учение Вернадского. Жизнь в биосфере распространена везде и всюду обитают живые организмы, которые за пределами биосферы существовать не могут.

Понятие биосферы и ноосферы

Хотя термин “биосфера” был введен в науку до учения Вернадского, именно его его трактовка стала общеупотребительной. Сам Вернадский определял биосферу как “область существования живого вещества”, включая в нее три оболочки нашей планеты: литосферу, гидросферу и атмосферу. Другими словами, эта сложнейшая система охватывает собой все места существования жизни Земле:

  • сушу (на поверхности и в недрах почвы);
  • воду и подводное пространство;
  • воздушную прослойку Земли.

Далее учение о биосфере развивалось, в современной трактовке появилось новое определение биосферы. В него добавилась та часть планетарной материи, которая находится в непрерывном процессе обмена с живыми организмами.

Понятие ноосферы также открыл для ученой общественности Вернадский. Под этим термином он подразумевал все сферы взаимодействия человека с живой природой и все то влияние, которое это взаимодействие оказывает.

Основные положения учения Вернадского заключаются в постоянстве количества живого вещества на Земле, зависимости живой материи от энергии Солнца и вулканического тепла, признании происхождении живых организмов только от себе подобных (жизнь – из жизни), ведущей роли зеленых растений в усвоении энергии Солнца (фотосинтез). Русский ученый также доказал, что современная жизнь на планете связана генетически с жизнью прошедших эпох.

Вселенная и человек

Что возникло первым: яйцо или курица? По теории Вернадского, исходной точкой в постижении космической энергии и Вселенной был человек. Так как появление такого существа напрямую связано с эволюцией веществ космического пространства.

Он описывал наступающий век эпохой разума, который поглотит весь энергетический уровень. То есть эволюция должна была пройти по всем биохимическим процессам и достигнуть своей высшей точки — мыслеформы или энергии мысли. Он намеренно материализовал мысленный процесс человека. Для понимания, что такое ноосфера, существу необходимо действовать глобально.

Состав биосферы по Вернадскому

Изначально Вернадский считал, что биосфера состоит из семи разных веществ, связанных между собой геологически. К ним относятся:

  • живое вещество – данный элемент состоит из огромной биохимической энергии, которая создается в результате непрерывного рождения и умирания живых организмов;
  • биокосное вещество – создается и перерабатывается благодаря живым организмам. К данным элементам относится почва, горючие ископаемые и др.;
  • косное вещество – относится к неживой природе;
  • биогенное вещество – совокупность живых организмов, например, лес, поле, планктон. В результате их гибели образуются биогенные породы;
  • радиоактивное вещество;
  • космическое вещество – элементы космической пыли и метеориты;
  • рассеянные атомы.

Чуть позже ученый пришел к выводу, что в основе биосферы лежит живое вещество, под которым понимается совокупность живых существ, взаимодействующих с неживым костным веществом. Также в биосфере есть биогенное вещество, которое создается с помощью живых организмов, а это преимущественно горные породы и минералы. Помимо этого, в биосферу входит биокосное вещество, произошедшее вследствие взаимосвязи живых существ и косных процессов.

Вывод

Работы известного российского ученого распространены по всему миру и используются в наше время. Широкое применение учений Вернадского можно увидеть не только в экологии, но и в географии. Благодаря работам ученого охрана и забота о человечестве стала одной из самых актуальных задач на сегодняшний день. К сожалению, с каждым годом проблем с окружающей средой становится всё больше, что ставит под угрозу полноценное существование биосферы в будущем. В связи с этим, необходимо обеспечить устойчивое развитие системы и минимизировать развитие негативных воздействий на окружающую среду.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Фермерские заботы
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: